Четыре качества, которые следует развивать у детей

Четыре качества, которые следует развивать у детей

Подводные камни, острые углы, отсутствие соломки… Как непроста жизнь! Родители порой запутываются в методиках и приемах. Современный мир меняется так быстро, что каноны и правила, работающие всего лет двадцать назад, уже устарели. Так на что же стоит обратить внимание, взращивая личность?

Иногда мы, родители, многое усложняем. Плохо прочитанный ребенком стишок во время праздника или потасовка в школе могут вывести нас из колеи. От расстройства мы не можем мыслить трезво и набрасываемся на собственных детей. Вешаем ярлыки и обвиняем в неудаче. К чему это приведет? Да только к замыканию ребенка или подростка, к осознанию собственной неполноценности.
А если не поддаваться эмоциям? И холодным умом все просчитать? Ведь мы тоже не лыком шиты!

Почему бы не поставить цель воспитать своего ребенка сильным и успешным? Каждый, безусловно, выбирает набор качеств, исходя из особенностей своих и ребенка.
Сегодня обращаю внимание на некоторые качествам личности, что позволяют добиться результата, независимо от предрасположенностей к наукам или творчеству и невзирая на выбранный путь.

Стремление

Быть первым, выделиться, засветиться. Дух соревнования подогревает вкус жизни. Хотя психологи трубят: нельзя, сопоставляя чужие результаты, травмировать детей! Ребенка можно сравнивать только в его развитии: вот таким был, а вот чего добился. Все верно. Однако жизнь такова, что на всех этапах нам приходится доказывать, бороться, а иногда и выживать. Как в джунглях. Не секрет, что лучшее школьное сочинение похвалят, что лучшую курсовую в вузе отметят, что лучшего на собеседовании возьму на работу. Выходит, жизнь все равно соревнование? Выживает сильнейший.
Конечно, тут все сугубо индивидуально. Каждый из нас чувствует, видит своего сына или дочь насквозь. Потенциал даже у детей одних родителей разный. Так и мотивация должна соответствовать характеру и темпераменту. На кого-то стоит слегка и надавить, кого-то заинтриговать, кому-то стоит лишь показать пример.

Однажды мой друг взял в командировку в Африку свою десятилетнюю дочку. И думаете, какой урок он ей там преподнес? Жестокий и кровавый. Показал охоту хищников. Как животные добывают себе еду за счет жизни более слабых. Да — да, очень негуманно. Не для слабых нервишек. Однако как ни крути, в этом вся суть жизни и успеха в ней. Либо ты съешь, либо поужинают тобой. Что, разве никто из нас не проваливался на собеседовании? Или сразу всех с радостью берут на работу без опыта? Выходит, всегда и везде надо стремиться быть лучше, сильнее других? Чтобы выделиться и получить свое место под солнцем.

Если почитать биографии великих художников или писателей, или музыкантов, то увидим: все они хотели покорить мир. Они творили не только ради собственного развития, а именно несли свои творения миру. И как страдали непризнанные! Выходит, не так уж и плохо мотивировать ребенка на подвиг, шедевр, достижения?

Самостоятельность

Всегда ли мы учим этому наших детей? Знаю точно, наша любовь не знает границ. И еще мы лентяи. Легче, к примеру, самой испечь блины или пироги, нежели научить этому дочку. Возни много, а результат не всегда оправдывает ожидания. Как мы недальновидны! Сразу ли у нас самих получился борщ или котлеты? Или на работе ни у кого не было провалов? Все достигается только при многократном повторении. Входит в привычку. Со временем мастерство оттачивается. Выполняя работу по дому или на даче, не отгораживайте ребенка от совместного труда, не гоните смотреть мультики. Пусть что-то сделает сам, а вы похвалите результат работы, каков бы он ни был. Развивайте самостоятельность, иначе рискуете вырастить недотрогу. Поможет ли он вам в старости? И справится ли в одиночку во взрослой жизни?

Упорство

В достижении целей просто необходимо. А как иначе? Остановиться на полпути и все бросит легче простого Иногда мы себе и своим детям придумываем отговорки, якобы оправдывающие свою слабость или бесхарактерность. Бросил кружок? Второй, третий… Не понравились занятия или строгий преподаватель, ребенок потерял интерес и т.д. Это будет продолжаться бесконечно, причем, во взрослой жизни тоже. Только на новом уровне: с женами и мужьями, работой, занятиями. Это тоже своего рода привычка: начинать, пробовать и не доводить до логического конца.
В противовес этому ярким примером может послужить малыш первого года жизни, который учится ходить. Он с трудом встает, цепляясь за покрывала, стены, воздух. Падает. И снова встает. И снова падает. Но малыш не отступает. Почему-то ему даже в голову не приходят мысли: «Это совсем не мое! С этим я точно не справлюсь». Новорожденный с невероятным упорством повторяет невероятно сложное для него упражнение вновь и вновь. Вот бы у кого нам всем поучиться!

Когда-то моей дочери сложно давалась математика, ну не щелкала она примеры, как орешки! Зато отлично рисовала, танцевала и фантазировала. При этом участвовала в создании детской телевизионной передачи. А наша первая учительница элитной гуманитарной гимназии при любом случае тыкала в нас пальцем и угнетала. В итоге, однажды моя десятилетняя девочка выдала: «Мама, давай уйдем в другую школу! Я же не тяну программу по математике….» Думаете, это она сама придумала? Что воспитали в таком учреждении? Правильно, неуверенность в себе. Тогда я сделала крайне непедагогический прием и наговорила кучу неприятных вещей об этой классной даме, показав и доказав, что она не права. Потом я «включила» единорога и сказала, что мы будем бороться! В течение всего школьного периода не позволяла дочери усомниться в собственных силах. — Прорвемся! – эта фраза часто звучит в устах моего отца, я ее тоже люблю. В итоге моя дочь, будущий филолог, учится на стипендию в одном из престижных вузов страны. Я, конечно, сознаю, что мне попался крайне ответственный ребенок, но и моя заслуга в воспитании человека, нацеленного на успех, тут присутствует.

Амбиции

С ними немного сложнее. Вообще отношение к этому слову неоднозначное. Словари (С.И.Ожегов, В.И.Даль, БЭС) дают слову «амбиция» (в ед. числе) негативную окраску и толкуют через синонимы: честолюбие, обостренное самолюбие, тщеславие и спесь. С пометкой «неодобрительное» встречается и второе значение, относящееся к слову во множественном числе: «амбиции» – претензии и притязания на что-нибудь.

Очень интересная картина получается. Ведь многие работодатели как раз ищут молодых, перспективных и АМБИЦИОЗНЫХ. Они себе зла желают что ли?
На самом деле все не так уж страшно и негативно. Бальзак и Диккенс тоже были крайне амбициозными и достигли совершенства в своем деле. Многие профессии знают амбициозных людей, совершивших настоящий переворот.

Например, врач. Он говорит себе: «Я сделаю это! И совершает подвиг по спасению человеческих жизней». Что может быть амбициознее операции на сердце или головной мозг? И это плохо? А вот если бы врач стеснялся или скромно молчал в сторонке?

А как назвать людей, создавших советский атомный проект? Скромными, тихими гениями? Или все же амбициозными? В жестких условиях послевоенного времени они за три года сделали нереальное, во что с трудом поверил весь мир: создали и испытали первую советскую атомную бомбу. Эти ученые ни много ни мало вывели тогда нашу страну на новый уровень, обеспечив ядерный паритет.
Журналиста без амбиций вообще сложно представить. Он ставит себе цель и, прикладывая нечеловеческие усилия, берет у кого-то интервью или добывает информацию. Выходит, именно амбициозные люди могут сказать новое слово в науке, литературе, искусстве…

Все, правда, хорошо в меру. Не переборщите с воспитанием этого качества. Это только в начальной школе хороша завышенная самооценка. Потом подросток уже должен уметь оценивать свои силы более или менее объективно. У амбиций должна быть твердая почва в качестве знаний, умений и навыков.

Безусловно, это лишь маленький набор качеств, что нужны для развития гармоничной личности. Маленькому человеку нужны любовь и дружба, умение сопереживать и видеть прекрасное. А также развивать любознательность, внимание и сосредоточенность. Все и не перечислить. Бедные, бедные современные родители! Нам и самим порой приходится учиться принимать и понимать мир таким, какой он есть.

Автор: Юлия Тужилкина

По материалам — uniwoman.ru

 

Комментарий Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *